В мире осталось не так много больших парусников, но каждый год для них проводится традиционная «Регата Больших Парусников» (Tall Ships’ Races). Обязательное условие для участников: половина экипажа должны быть в возрасте от 15 до 25 лет. Особенно престижной была регата 2000 года «Tall Ships’ Race 2000» — регата Миллениума.
Выиграть гонку тысячелетия большая честь и все экипажи выкладывались по полной. Первые этапы гонки прошли не очень удачно для нашего парусника «Крузенштерн», который был одним из участников. Несмотря на слаженную работу всего экипажа выйти на первое место не получилось, но никто не унывал — впереди был решающий этап. 24 июля 2000 года стартовал последний 4 этап больших гонок: Галифакс (Канада) — Амстердам (Нидерланды). С самого начала наш парусник «Крузенштерн» вышел в лидеры. Команда действовала слажено, даже не замечая резкого ухудшения погоды. Вечером, 30 июля, случилось несчастье на польской шхуне «Погория», с мачты упала девушка-практикантка Джоанна Церлинска. От многочисленных переломов и потери крови девушка впала в шоковое состояние, а её артериальное давление снизилось до 60/40. При этом на шхуне не было даже врача. Однако, на отчаянные сигналы о помощи, никто из судов-конкурентов идущих рядом не откликнулся.
Тогда капитан «Погории» начал запрашивать по радио помощь у всех участников регаты. На его просьбу откликнулся только российский барк, хотя к тому времени «Крузенштерн» был дальше всех участников гонки, возглавляя регату. Капитан «Крузенштерна» Геннадий Коломенский, узнав подробности происшествия, принимает решение прервать участие в гонке и оказать медицинскую помощь польской девушке. Каково было капитану Коломенскому сообщить о принятом решении экипажу из 240 человек, и какой шок они испытали! Столько усилий зря было потрачено, напрасные долгие, многолетние и многочисленные тренировки, а, ведь, они изо всех сил боролись за первое место, выкладываясь по полной…
«Крузенштерн» ложится в дрейф, дожидается подхода польской шхуны и отправляет шлюпку с врачом-хирургом на «Погорию». Из-за штормового ветра и волнения на польской шхуне не получается никак принять врача. Тогда принимается решение забрать пострадавшую девушку. На «Погории» ее укладывают в лодку типа «Зодиак», которую спускают на воду, при том, это все происходит ночью и в штормовых условиях! Пострадавшая была перемещена с «Зодиака» в дежурную шлюпку нашего судна и доставлена на борт «Крузенштерна». Все прошло благополучно благодаря мастерскому маневрированию, умелым и слаженным действиям экипажа шлюпки под руководством старшего штурмана С. В. Туникова. Тут же ей была оказана квалифицированная медицинская помощь и проведено обследование пострадавшей. Выводы врача были однозначными: пострадавшую нужно срочно доставить в госпиталь на операцию, сделать такую на барке возможности нет. Капитан Геннадий Коломенский разворачивает «Крузенштерн» и полным ходом, на машинах, идет обратно, к месту старта. За 200 миль от берегов Канады навстречу вылетел спасательный вертолет. Надо отдать должное мастерству канадских спасателей: при резком и порывистом ветре и высоких волнах, операция эвакуации пострадавшей заняла всего 18 минут! Еще почти сутки понадобились «Крузенштерну», чтобы вернутся в точку, где он вышел из гонки, чтобы спасти польскую девушку. Всего на спасение ушло 44 часа и 28 минут. Но, за это время остальные участники регаты успели уйти очень далеко, разрыв составил почти 600 морских миль…
МЫ – РУССКИЕ! С НАМИ БОГ!
Казалось, что нет никаких шансов не только на победу, но даже приблизиться к участникам соревнования. Но вдруг «Крузенштерн» догоняет резко набравший силу мощный циклон! Сильный ветер, доходящий до семи баллов, разогнал российский парусник до 15 узлов! Идущие же впереди участники регаты наоборот оказались в штилевой зоне циклона. «Крузенштерн», придерживаясь полосы максимального ветра циклона, по дуге обошел всех участников и вышел на первое место!
«Да сам морской дьявол помогает этим русским!» — не верили своим глазам организаторы международной парусной регаты, видя, как российский барк с последнего места выходит на первое. На двадцатый день гонок, 13 августа 2000 года, «Крузенштерн» финишировал первым, выиграв регату тысячелетия «Tall Ships 2000»!
Это при том, что «Крузенштерн» еще почти двое суток потратил на спасение польской девушки! По итогам всех этапов регаты «Крузенштерну» вручили главный приз — «Мировой кубок портов Канады». В добавок ко всему, экипаж «Крузенштерна» выиграл спортивное состязание среди других экипажей участников регаты по управлению судном. Жители Амстердама уже знали о подвиге экипажа «Крузенштерна», и выстроились в огромную очередь, чтобы посетить российский барк.
Но, среди всеобщего восторга оказались и несогласные с победой российского парусника. Это была команда второго польского судна — фрегата «Dar Młodzieży», она подала в суд жалобу, с просьбой аннулировать победу «Крузенштерна» и дисквалифицировать его. Организаторы покрутили пальцем у виска, и поставили обнаглевших поляков на место.
Джоанна Церлинска полностью восстановила здоровье и спустя несколько лет навестила экипаж «Крузенштерна», выразив всем сердечную благодарность за спасение своей жизни. Капитана Геннадия Васильевича Коломенского, к сожалению, не стало в 2014 году. Ему было 73 года.